Что же такое «логоритмика»? – этот вопрос задает себе каждый второй родитель – логопедическая ритмика является
одним из составляющих коррекционнойпедагогики. Это «микс» из движений, речи и музыки, который помогает научиться
красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях избавиться от заикания.
Цель логоритмики:
преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
- Укреплять костно - мышечный аппарат.
- Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
- Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Развивать коммуникативные способности.
Для кого нужна логоритмика?
Логоритмика в первую очередь полезна детям:
- с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
- с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
- с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
- с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
- часто болеющим и ослабленным;
- находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
Структура логоритмического занятия:
- подготовительная,
- основная
- заключительная
Подготовительная часть длится 7-10 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 20-25 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений: на развитие дыхания, голоса, артикуляции; на развитиевнимания; регулирующие мышечный тонус; счётные упражнения; формирующие чувство музыкального размера; на развитие чувства темпа и ритма; на развитие координации движения; на координацию речи с движением; на координацию пения с движением; на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 5-10 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
И все это нам необходимо для такого сложнейшего процесса, как РЕЧЬ. Этот процесс требует скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм.