Центр развития и коррекции речи Марии Новожен

+7 926 2842170

+7 985 3493023

Одинцово, ул. Говорова, 50 Рублёво-Успенское шоссе, Горки-2, 23, Каток.ру

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития .В песочной терапии как правило используется деревянный поднос ( песочница ) стандартного размера (50 х 70 х 8 см)(хотя может отличаться) кварцевый песок , разнообразные миниатюрные фигуры. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, олицетворяя воду и небо. Коллекция игрушек представляет разнообразные игрушки фигуры которые окружают нас в повседневной жизни, представляя собой объектыи субъекты Используются фигурки реальные и вымышленные, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов таких как песок, дерево позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой использования, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов. Создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, позволяют создать объемные композиции благодаря этому снимаются баръеры между специалистом и ребенку, помогают установить доступ к ребенку . При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Существут следующие разновидности песочной терапии.

  • сухая.
  • мокрая.
  • кинетический песок

Сухая- используется специальный мелкофракционный кварцевый песок , песок может быть как окрашенный так и неокрашенный. В данном случае можно создавать объемные композиции в песочнице так и рисовать на специальном планшете Который подсвечивается снизу.

Мокрая - используется специальный мелкофракционный кварцевый песок но с добавлением воды ( как на море ).

Кинетический песок - отличная альтернатива "сухому" и "мокрому" так как он сочетает в себе такие разные фунциональные понятия как "сыпучисть" так "клейкость"на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Будучи свободно насыпанным, этот материалвыглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза.

Пескотерапия.

Цели:

  • Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  • Снять мышечную напряженность.
  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  • Развить активность, расширить жизненный опыт.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  • Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.
  • Расширить словарный запас
  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

 

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, таким образом, развиваем два полушария головного мозга. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи очень эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук, снимает судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как в этот момент ребенок увлечен игрой. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, то они либо играют, либо говорят, тогда необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка обучают сочетать движения языка и пальцев рук в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков и проговаривание слогов и слов.

Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовомшкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, т. к. : -усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно. -в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта. -в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика. -совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

«Песочная терапия и кинетический песок»Сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда,чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме обычного нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т.д. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности: нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с речевыми патологиями требуют к себе особого внимания, и им требуется помощь специалистов: логопеда, дефектолога, педагога-психолога, олигофренопедагога, и др. специалистов.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи и т.д. Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.Одним из таких методов является Арт-терапия, в состав которой входит песочная терапия. В «Центре развития и коррекции речи Марии Новожен» это направление нашло широкое применение. Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного творчества, является средством преимущественно невербального общения, в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (апатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции как взрослого, так и ребенка. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, нарушения формирования общей и мелкой моторики. Песочная терапия или Пескотерапия.Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Сохранение и укрепление здоровья детей –важнейшая задача, как родителей, так и педагогов.

В нашем Центре также есть очень интересное направление песочной терапии - использование и применение кинетического песка.Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал, который только начинает находить свое применения в России.Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени. Этот песок - набор для творчества нового поколения. Рекомендован детям от 3х лет.

Свойства и особенности:

  • приятный на ощупь
  • безопасен для детей
  • воздушный и рассыпчатый
  • отлично лепится
  • никогда не засыхает
  • не оставляет пятен
  • не прилипает к рукам
  • развивает фантазию и творческое воображение
  • не боится воды

Чем полезен кинетический песок для детей и взрослых?

  • Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации.
  • Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
  • Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
  • Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения. -Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, способствуют развитию элементарных навыков общения.
  • Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов». Занятие лепкой из (живого) кинетического песка очень полезно для ребенка. Оно развивает мыслительные способности,воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.

Кому можно и нужно заниматься пескотерапией? Ответ прост - «ВСЕМ»: родителям и детям, бабушкам, дедушкам и внукам, детям с ОВЗ ( ДЦП, нарушения речи, нарушение эмоционально-волевой сферы, людям с синдромом Дауна и др.).

Новости

Все новости

Фототур

О центре Подробнее

Онлайн запись

Спасибо!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!